РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
обучающихся, участвующим в олимпиадах по предметам
Режим
1. Следите за соблюдением режима дня, питания, отдыха Вашего ребенка
2. Договоритесь о том, что он будет выполнять четкий режим работы
3. Помните:
- самое оптимальное время подготовки к олимпиаде - утренние часы;
- после каждого часа работы следует делать 10-минутный перерыв;
- работать больше 9-10 часов в сутки не рекомендуется;
- работать в вечернее время после 21 часа, а тем более, ночью, не рекомендуется;
- желательно увеличить время сна на 1 час;
4. Предложите разумно чередовать труд и отдых. На время подготовки освободите ребенка от тяжелого физического труда.
5. Особо строго следует проследить за соблюдением гигиенических требований умственного труда: проветривать помещение, через каждый час работы делать физкультпаузу. Уделите часть своего времени прогулкам с ребенком.
Организация
1. Проследите, подготовлено ли рабочее место. Все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
2. Обратите внимание, удобно ли расположились за столом, имеют ли перед собой задания, необходимые книги, записи.
3. Не допускайте, чтобы дети готовились к олимпийским испытаниям лежа, полусидя, при плохом освещении.
Эмоциональный комфорт (поддержка)
1. Положительные эмоции особенно полезны в это время.
2. Искренне интересуйтесь ходом подготовки к олимпиаде.
3. Оказывайте поддержку Вашему ребенку. Поддержите его добрым словом («Ты у меня молодец! Все будет хорошо!»).
4. Отнеситесь с пониманием к тому, что олимпиады по предмету - очень ответственный момент в жизни Вашего ребенка. Поощряйте самостоятельность в подготовке к ним.
5. Если поступает просьба, уделите время, отложив дела.
6. Проявите сдержанность в те моменты, когда ребенок расстроен, недоволен. Выразите сочувствие в том, что у него много работы. Успокойте его.
7. Когда ребенок лег спать, позаботьтесь о том, чтобы в соседней комнате не работал громко телевизор или радио, притушите свет. А если у Вас гости, попросите их говорить тише.
8. Не нагнетайте обстановку, выразите уверенность, что ребенок справится («Тебе это под силу! Ты справишься!»).
Рекомендации психолога
Готовимся к предметным олимпиадам
КАК ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ?
1.Чтобы лучше запоминать, необходимо поставить перед собой ЦЕЛЬ.
Например: "Я МОГУ запомнить этот материал" или "Я ХОЧУ сам решить эту задачу".
2. Уровень внимания должен быть ОПТИМАЛЬНЫМ.
Помни: ничего не заучивается ни в абсолютной тишине, ни при сильном шуме.
3. Пользуйтесь разными СПОСОБАМИ ЗАПОМИНАНИЯ.
КОГДА ЛУЧШЕ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ?
Лучшее время для запоминания с 8 до 12 часов утра и с 14 до 17 часов вечера.
СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ.
1. Качество запоминания улучшится, если пользоваться ОПОРАМИ на слова или на образы.
Например: тезисы, заголовки разделов, вопросы к изучаемому материалу, яркие примеры, спец. термины.
2. Условием хорошего запоминания является ПЛАН.
Помни: не столько план сам по себе, сколько самый ПРОЦЕСС ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ играет роль в запоминании.
3. Если материал неравномерной трудности, то заучивайте его ПО ЧАСТЯМ, но каждый блок должен быть законченным ПО СМЫСЛУ.
Помни: механическое (неосмысленное) запоминание может подвести, так как с 13 до 16 лет темпы развития памяти снижаются.
КАК ЛУЧШЕ ПОВТОРЯТЬ?
1. Огромное значение имеет ПЕРВОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, особенно его словесная формулировка.
2. Необходимо организовать ПОВТОРЕНИЕ так, чтобы оно включало в себя нечто НОВОЕ.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ времени между заучиванием и повторением должно быть таким: 1/7 - часть - заучивание, 6/7 - частей – повторение от 10 до 24 часов 4-5 раз
Простые заповеди психогигиены помогут вам снять нервное напряжение в период подготовки и проведения предметных олимпиад. Первое. Научитесь сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем — после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на пол и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. 1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.) 2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2-5 минут. Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции. Четвёртое. Психологическая установка на успех. Необходимо настраиваться на успех, удачу. Известно, что одна из причин, мешающих результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», лучше сформулировать ее конкретно: «Я смогу справиться с этим заданием». |
1. Воспринимайте участие в олимпиаде как жизненный рубеж.
2. Учитывайте биологические ритмы при подготовке.
Лучшее время с 9-00 до 13-00 и с 16-30.
3. Соблюдайте режим дня. Сон должен быть не менее 8 часов.
4. Обратите внимание на питание. Ешьте больше сыра, салата, яблок, рыбы.
5. Научитесь по-новому смотреть на ситуацию. Вы не должны позволить событиям или другим людям помешать вам сосредоточиться во время прохождения олимпиады.
6. Стремитесь к разумной организации своего внутреннего состояния: не беспокойтесь, сконцентрируйтесь на решении поставленной задачи.
7. Не будьте максималистом: будьте терпеливы и снисходительны к себе. Ставьте реальные цели.
8. Старайтесь найти положительное даже в отрицательном результате.